Практически любая строительная площадка, порты, товарные железнодорожные станции, домостроительные комбинаты, металлургические комбинаты и многие другие объекты хозяйствования не обходятся без подъемных кранов. Козловые и башенные, мостовые и портальные – розные по конструкции и назначению: всех их объединяет одно – необходимость наличия подкрановых путей.
Учитывая высокие нагрузки, для создания подкрановых путей используются специальные крановые рельсы. Как и железнодорожные рельсы, они представляют собой металлические балки специального сечения и состоят из головки и подошвы, соединенных шейкой.
Тип | C,мм | B,мм | H,мм | E,мм | Масса 1 м рельса, кг |
КР70 | 70 | 120 | 120 | 23 | 46,1 |
КР80 | 80 | 130 | 130 | 28 | 59,81 |
КР100 | 100 | 150 | 150 | 34 | 83,09 |
КР120 | 120 | 170 | 170 | 40 | 113,47 |
КР140 | 140 | 170 | 170 | 58 | 141,70 |
Отличительной чертой рельса кранового считается меньшая высота рельса и укороченная, с одновременным утолщением шейка. Производство рельсов регламентировано требованиями межгосударственного стандарта ГОСТ 4121-96 (национальный аналог ДСТУ 2484-94) и ТУ 14-2Р-393-2005.
Рельс крановый предоставлен следующими типами: КР70, КР80, КР100, КР120 и КР140. Классифицируется он по ширине головки (цифра, указанная в типе, соответствует ширине головки рельса в миллиметрах).
Рельсы выпускают мерной длины: 9,0; 9,5; 10,0; 10,5; 11,0; 11,5 и 12,0 метров и немерной длины 4,0 – 12,0 м. Выпускаются рельсы без болтовых отверстий, однако по желанию заказчика могут выпускаться с отверстиями с одной или обеих сторон.
По степени точности прокатки рельсы делятся на обычной (А) точности и повышенной (Б) точности.
Изготавливаться рельс крановый должен из стали углеродистой марки 63.
Твердость поверхностей головок рельса должна лежать в пределах 321 - 390 НВ.
Подкрановый путь является важной составляющей и неотъемлемой частью самого крана, поэтому проектированию будущего грузоподъемного оборудования уделяется особое внимание. При этом необходимо учитывать полный спектр задач, с которым оно должно справляться: эффективная, бесперебойная транспортировка грузов, максимальные нагрузки, износоустойчивость, техника безопасности – это далеко не полный перечень задач, которые стоят перед конструктором.
Учитывая специфические особенности самого крана и особенности объекта его использования (например, строительной площадки) рассчитываются все необходимые элементы будущего оборудования, в том числе, и какой тип шпал и рельса кранового целесообразно использовать. Проектировщики представляют комплект документации, на основании которой производится подготовка, изготовление и монтаж будущих подкрановых путей.
Перед началом их эксплуатации или по истечении эксплуатационного срока подкрановых путей, необходимо их экспертное обследование на предмет соответствия требованиям безопасности, допустимого уровня износа и возможности эксплуатации в дальнейшем, с обязательной последующей паспортизацией.