Трамвай - одна из популярных разновидностей городского транспорта возраст, которого насчитывает уже более полутора столетий. В принципе трамвай, как разновидность железнодорожного транспорта может передвигаться по любым рельсам, важно только, чтобы они были рассчитаны на необходимую нагрузку. Однако в условиях городских улиц обычный рельс может препятствовать передвижению другого транспорта, поэтому в таких случаях используются специальные трамвайные или желобчатые рельсы, которые благодаря возможности их заглубления удачно интегрируются в дорожное полотно.
Как и железнодорожный, этот вид рельса призван принимать и передавать нагрузку от веса вагона, равномерно распределяя его на опоры, придавать движению правильное направление и обеспечивать минимальное сопротивление качению колес, кроме того, он выполняет функцию обратного токового провода.
Изготавливается рельс трамвайный согласно требованиям технических условий ТУ 14-2Р-320-96 и представляет собой металлическую балку, в поперечном сечении которой кроме подошвы, головки и шейки (как у обычного железнодорожного рельса) присутствует еще и губка, отделенная от головки желобом, в который попадает реборда колеса.
По техническим условиям выпускается два типа рельса Т58 и Т62, оба имеют одинаковые основные внешние размеры:
Отличия друг от друга заключаются в некоторых размерах губки, а, следовательно, и в площади поперечного сечения и массе рельса:
Выпускается рельс с двумя отверстиями для крепления на каждом из концов или без них.
Длина рельса составляет 12,50 м, ±10 мм.
Твердость рельса должна быть не менее 260НВ, временное сопротивление – 840 Н/мм?.
При производстве рельса трамвайного используется углеродистая сталь марки М76 и Э76, техническими условиями допускается использование стали марки М75 и Э75. Сталь для производства трамвайных рельсов должна быть эластичнее, чем для железнодорожных, потому как радиусы скривления трамвайных путей значительно ниже железнодорожных и достигают нескольких десятков метров.
Рельс трамвайный желобчатый прекрасно вписывается в различные дорожные покрытия: асфальтовые, бетонные, брусчатку. Однако следует учитывать, что в случае загрязнения желоба при высокой скорости передвижения трамвая возрастает вероятность его схода, потому что трамвайное колесо при диаметре 780 мм имеет относительно не высокую реборду – всего 18 мм. Поэтому незаменимые в условиях городских улиц и перекрестков желобчатые рельсы на больших пустынных перегонах, где трамвай может развивать значительные скорости, заменяют обычными широкоподошвенными железнодорожными рельсами типа Р50, Р65, суммарная протяженность которых может достигать до 60 – 65 % развернутой длины всех путей.
Желобчатые
Тип рельса | Стандарт | Размеры , мм |
Секция S см² |
Масса 1 метра рельса кг |
||||||
H | B | C | C1 | C2 | E | R | ||||
60R1 (Ri60-R10, Ri60) | EN 14811 | 180,00 | 180,00 | 113,00 | 56,00 | 36,00 | 12,00 | 10,00 | 77,19 | 60,59 |
60R2 (Ri60-R13, Ri60N) | EN 14811 | 180,00 | 180,00 | 113,00 | 55,80 | 36,30 | 12,00 | 13,00 | 76,11 | 59,74 |
55R1 (Ri55NK) | EN 14811 | 150,00 | 150,00 | 113,00 | 56,00 | 36,00 | 12,00 | 13,00 | 70,64 | 55,45 |
59R1 (Ri59-R10,Ri59N) | EN 14811 | 180,00 | 180,00 | 113,00 | 56,00 | 42,00 | 12,00 | 10,00 | 75,12 | 58,97 |
59R2 (Ri59-R13,Ri59N) | EN 14811 | 180,00 | 180,00 | 113,00 | 55,80 | 42,50 | 12,00 | 13,00 | 74,07 | 58,14 |
54R2 (41GPU) | EN 14811 | 152,50 | 141,50 | 115,6 | 56,20 | 41,00 | 13,00 | 13,00 | 69,11 | 54,25 |
T58 | GOST | 180,00 | 150,00 | 107,00 | 58,00 | 35,00 | 12,00 | 9,00 | 73,36 | 57,59 |
T62 | GOST | 180,00 | 150,00 | 116,00 | 58,00 | 35,00 | 12,00 | 9,00 | 79,04 | 62,05 |
Блок рельс
Тип рельса | Стандарт | Размеры , мм |
Секция S см² |
Масса 1 метра рельса кг |
||||||
H | H1 | B | C | C2 | M | U | ||||
LK1 | AT/09-2011-0116-01 | 70,00 | 73,00 | 156,00 | 115,00 | 56,00 | 23,00 | 36,00 | 73,48 | 57,68 |
Тип рельса | Стандарт | Размеры , мм |
Секция S см² |
Масса 1 метра рельса кг |
|||||
H | B | C | D | E | F | ||||
49E1 (S49) | EN 13674-1 | 149,00 | 125,00 | 67,00 | 51,50 | 14,00 | 27,50 | 62,92 | 49,39 |
50E6 (U50) | EN 13674-1 | 153,00 | 140,00 | 65,00 | 49,00 | 15,50 | 28,00 | 64,84 | 50,90 |
54E1 (UIC54) | EN 13674-1 | 159,00 | 140,00 | 70,00 | 49,40 | 16,00 | 30,20 | 69,77 | 54,77 |
90ARA-A (TR45) | AREMA | 142,90 | 130,20 | 65,10 | 37,30 | 14,30 | 25,40 | 56,90 | 44,64 |
115RE (TR57) | AREMA | 168,20 | 139,70 | 69,10 | 42,80 | 15,80 | 28,50 | 72,56 | 56,89 |
S31 | NF A 45-310 | 125,00 | 106,00 | 56,00 | 39,70 | 12,00 | 20,30 | 39,97 | 31,57 |